top of page
1611747018_11-p-fon-matovoe-steklo-13.jpg

Мысли об искусстве

Произведение искусства это баланс трех составляющих: чувства, концепта и формы. Форма существует как средство передачи информации, имитирует жизнь, интерпретирует ее, упрощает до символов. Чувственная составляющая помогает форме в вовлечении зрителя, привлечении внимания, но одновременно зачастую является побудителем для художественного высказывания. Концепт (идея) держит сообщение вместе и упорядочивает, также помогая найти символы и композицию для выражения мыслей и чувств.

 

Задача формы- вовлечь зрителя в диалог за счет своей привлекательности (внешней-визуальной, продиктованной течениями моды; моралью, свойственной определенному обществу в данном промежутке времени; юмором и другими манипулятивными техниками). За счет противоречивости, сложности, искажения очевидного направления мысли и других композиционных особенностей произведение искусства заставляет  человека задумываться о явлениях и вопросах, не свойственных для его социального, информативного или психологического “пузыря”. Так форма заставляет зрителя увидеть даже изначально не привлекательную для него тему под непривычным для него углом. 

 

Что же касается концептуальной  составляющей, я считаю, важно избегать так называемого морализаторства и явной критики, разве что на поверхностном манипулятивном уровне произведения. В противном случае работа превращается в довольно одностороннее и наивное высказывание (пропаганду). Высказывание как таковое совершенно не обязательно должно иметь форму словесную. Очень часто в изобразительном искусстве форма и чувство являются превалирующими составляющими. Важно в этом случае избегать визуального конформизма, иначе работа превращается в декорацию.

 

Использование символов (слов, изображений) очень практично для общения на довольно поверхностном уровне. Этот метод не применим для создания более осмысленного диалога. Создание истинной связи, совместное переживание пика наиболее схожих эмоций (катарсиса) и даже переосмысления (сдвига) личных моральных установок и взглядов возможно только когда в самой форме произведения искусства заложено что-то “между строк”, что-то невыразимое словами или обычным изобразительством. Возможно, по-моему мнению, способность уловить это эфемерное “межпространство” это и есть пик наивысшего сближения, объединения между людьми (по-крайней мере достижимый в границах нашего физического существования и субъективного восприятия). Для этого важны как мастерство самого художника, так и открытость зрителя к новому опыту, а также в различной степени культурная и эмоциональная образованность обоих. В изобразительном искусстве главной мотивацией художника и зрителя является установление мысленного контакта посредством так называемого «внутреннего диалога», улавливающего то, что порой невозможно передать словами. Искусство использует невербальный язык- тонкую игру косвенных высказываний, нюансов, взглядов и перспектив.

 

Для меня важно интегрировать присутствие зрителя в среду произведения и создать подобие сцены из выставочного пространства. Я стремлюсь создать конфликт внутри зрителя, задать вопросы о том, что реально, что сконструировано, что идеализированно. Для этого важен атмосферный тон работы, и (особенно с инсталляциями) работа завершается присутствием своего зрителя, для которого антураж создает созерцательное пространство. Создание атмосферы происходит с помощью переплетения психологических приемов, визуальных и пространственных элементов, философских конструктов. Инсталляция создает сюрреалистическое пространство за счет сочетания сценографии и существующего помещения. Выставочное пространство и окружение за ним оказываются сценическими декорациями, сцена становятся частью реальной жизни. Зритель как субъект превращается в объект.

 

Мне интересно создание пространств внутри пространств, исследуя идею порога между внешним и внутренним, между реальной жизнью и изображением. 

Мы сознательно противопоставляем реальное тому, что просто изображено, как если бы материальность одного была неоспоримой, а другое неосязаемо. Но когда мы смотрим на изображение, человеческий мозг реагирует как если бы он видел реальность. Конечно, события всегда осязаемы, но внутренний контекст этих событий и то, как мы их воспринимаем, являются лишь конструкциями наших идей.Я часто использую мотив окна, рассуждая о границах (как реальных, так и воображаемых) между общественной и частной сферами. Окна, как и двери, замочные скважины и щели, являются поверхностями, ограничивающими обзор и движение в обоих направлениях.

 

Я не хочу ограничиваться одним медиа, потому что моя художественная практика это не останавливающийся поиск наиболее соответствующих форм для коммуникации моих идей. Выставочное пространство создает уникальный опыт для человека. Искусство не может быть сложнее жизни. Но оно и не должно быть, ведь форма, сложенная из символов, упрощает идею, отметая лишнее. Но произведение может вплетаться в полотно жизни, становясь ее частью. Через переживание произведения (искусственного опыта) наше восприятие становится более многогранным. Инсталляция (в особенности “тотальная”, по Кабакову) это наиболее манипулятивный жанр в визуальном спектре, сравнимый с кинематографом или прозой. Она погружает зрителя в свое пространство, заставляя его переживать созданный в данном пространстве опыт. Живопись, фотография и скульптура более сравнимы с поэзией, где восприятие произведения невозможно отделить от предыдущего опыта зрителя, выставочной среды и контекста, в котором они существуют. Часто эти характеристики взаимно применимы в нескольких жанрах в различной степени.


Часто в моих работах встречается мотив идеальных пространств, будь то витрина, рекламная фотография или безупречные поверхности фасадов, которые я ставлю в противовес с элементами хаоса. Энтропия как движущая сила хаоса выражена в неидеальности, хрупкости, импульсивности материального. Противоборство и сосуществование идеи и материальности, хаоса и порядка, создания и разрушения- это бесконечный танец жизни. Эти же принципы лежат в основании искусства как такового.

bottom of page

1611747018_11-p-fon-matovoe-steklo-13.jpg

Very general thoughts about art

A work of art is a balance of three components: feeling, concept and form. The form exists as a communication. It imitates life, interprets it, simplifies it to symbols. The sensual component helps the form through engaging the viewer, attracting attention, but at the same time it is often a motivation for artistic expression. The concept holds the message together and organizes, also helping to find symbols and composition to express thoughts and feelings.

 

In my opinion, the task of the form is to involve the viewer in a dialogue due to its attractiveness, that can cave an external-visual form, dictated by fashion trends; or semantic, such as morality inherent in a particular society in a given period of time; humor and other manipulative techniques. Due to ambivalence, complexity, distortion of the expected direction of thoughts and other compositional tools a work of art makes a person think about phenomena and issues that are not characteristic of his social, informative or psychological “bubble”. Lionel Trilling said, "a primary function of art [...] is to liberate the individual from the tyranny of his culture in the environmental sense and to permit him to stand beyond it in an autonomy of perception and judgement". Therefore the form makes the viewer see a topic that is not initially attractive to him from an angle that is unusual for him.

 

As for the conceptual component, I think it is important to avoid the so-called moralizing and explicit criticism, except at the superficial manipulative (engaging) level of the work. Otherwise, the work turns into a rather one-sided and naive statement (propaganda). A statement as such does not necessarily have to have a verbal form. Very often in visual arts form and feeling are the prevailing components. It is important in this case to avoid visual conformism, otherwise the work turns into decoration.

 

The use of symbols is very useful for communicating on a fairly superficial level. This method is not applicable to create a truly meaningful dialogue. Creating a deeper connection, sharing the peak of the most similar emotions (catharsis) and even rethinking of personal moral attitudes and views is possible only when something “between the lines” is embedded in the very form of a work of art, something inexpressible in words or ordinary depiction. In my opinion, the ability to capture this ephemeral “interspace” is the peak of the highest convergence, unification between people (at least achievable within the boundaries of our physical existence and subjective perception). For this, both the skill of the artist himself and the openness of the viewer to new experience are important, as well as the cultural and emotional intelligence of both to varying degrees. In the visual arts, the main motivation of the artist and the viewer is to establish mental contact through the so-called "internal dialogue", capturing what is sometimes impossible to convey in words. Art uses a non-verbal language - a subtle play of indirect statements, nuances, views and perspectives.

 

For me, it is important to integrate the viewer's existence in the room as a part of the work and create a stage out of the exhibition space. I seek to create conflict within the viewer, to ask questions about what is real, what is constructed, what is idealized. For this, the atmospheric tone of the work is important, and (especially with installations) the work ends with the presence of its viewer, for whom the surroundings create a contemplative space. The creation of the atmosphere occurs through the interweaving of psychological techniques, visual and spatial elements, philosophical constructs. Installation creates a surreal space through a combination of scenography and existing room. The exhibition space and the surroundings behind it turn out to be a stage set on which the scenery becomes part of real life. The viewer as subject turns into an object.

 

I'm interested in creating spaces within spaces, exploring the idea of ​​a threshold between outside and inside, between real life and image. We contrast consciously what is real to that which is merely (re)presented, as if one were always at hand and the other intangible. But when we are looking at the image, human brain thinks it is witnessing reality. Certainly, events are always tangible, but the inner context of these events and how we perceive them are only constructions of our ideas. I often use the window motif when talking about the boundaries (both real and imagined) between the public and private spheres. Windows, like doors, keyholes and crevices, are surfaces that restrict vision and movement in both directions.

 

I don't want to be limited to one medium, because my artistic practice is a never-ending search for the most fitting forms to communicate my ideas. The exhibition space creates a unique experience for the individual. Art cannot be more complicated than life. It should not be though, because the form composed of symbols, simplifies the idea sweeping away the superfluous. But the work can be woven into the fabric of life, becoming part of it. Through the experience of an artwork (artificial experience), our perception becomes more multifaceted. Installation (especially “total”, according to I.Kabakov) is the most manipulative genre in the visual spectrum, comparable to cinema or fiction. It immerses the viewer in its space, making him experience its atmosphere. Painting, photography and sculpture are more comparable to poetry, where the perception of a work cannot be separated from the previous experience of the viewer, the exhibition environment and the context in which they exist. Often these characteristics of different media are mutually applicable to varying degrees.

 

Often in my work there is a motif of ideal spaces, whether it is a storefront, the language of advertising or flawless  facades, which I put in opposition to the elements of chaos. Entropy as the driving force of chaos is expressed in imperfection, fragility, impulsiveness of the material. Confrontation and coexistence of idea and materiality, chaos and order, creation and destruction create an endless dance of life. These same principles underlie art as such.